Программирование 8 класс 2017-2018 учебный год

Материалы и ссылки

Урок 11    16.12.2017

 

Краткое содержание урока

КуМир. Вспомогательные алгоритмы. Подпрограммы.

 

1. Пример простейшей программы без передачи параметров

 

алг
нач
. вспомп
кон
алг вспомп
нач
. вывод "вспомп"
кон








кон














n=9


 

Рисунок  1. Исходный текст простейшей программы без передачи параметров

 

 

 

Рисунок 2. Копия экрана после выполнения простейшей программы без передачи параметров

 

 

 

 

2. Пример программы с передачей параметров из вызывающей программы в подпрограмму. Передается параметр Ы.

 

алг
нач
. цел ы
. ввод ы
. вспомп(ы)
. вывод символ(10),ы
кон
алг вспомп(цел ы)
нач
. вывод "вспомп ы=",ы
кон










 

Рисунок  3. Исходный текст программы с передачей параметров из вызывающей программы в подпрограмму

 

Рисунок 4. Копия экрана после выполнения программы с передачей параметров из вызывающей программы в подпрограмму

 

 

 

3. Пример программы с передачей параметров в подпрограмму и обратно из подпрограммы в вызывающую программу. Передается параметр Ы.

 

алг
нач
. цел ы
. ввод ы
. вспомп(ы)
. вывод символ(10),ы
кон
алг вспомп(аргрез цел ы)
нач
. ы:=ы+1
. вывод "вспомп ы=",ы
кон




















 

Рисунок  5. Исходный текст программы с передачей параметров в подпрограмму и обратно из подпрограммы в вызывающую программу

 

 

Рисунок 6. Копия экрана после выполнения программы с передачей параметров в подпрограмму и обратно из подпрограммы в вызывающую программу

 

Задачи:

1.     Арифметический калькулятор «одноразовый» с подпрограммами. Вывести на экран сумму, разность, произведение или частное двух чисел, не обязательно целых, вводимых с клавиатуры. Для выбора действия ввести цифру, указанную в цифровом меню, которое предварительно должно быть выведено на экран. Использовать оператор выбора.

Алгоритмы вывода меню, вычисления суммы, разности, произведения и частного оформить, как отдельные подпрограммы с «говорящими» именами.

2.     Арифметический калькулятор «многоразовый» с подпрограммами. Должен вычислять то же, что и «одноразовый», но после вычисления должен «спрашивать» - не повторить ли вычисления и, в зависимости от выбора пользователя либо повторить вычисления, либо закончить работу. Использовать оператор цикла и оператор выбора.

Алгоритмы вывода меню, вычисления суммы, разности, произведения и частного оформить, как отдельные подпрограммы с «говорящими» именами.

 

3.     Калькулятор последовательностей «многоразовый» с подпрограммами. По выбору пользователя должен выводить на экран арифметическую или геометрическую прогрессии или числа Фибоначчи. Необходимые для вывода параметры вводят с клавиатуры. По выбору пользователя также продолжает или завершает работу. Использовать оператор цикла и выбора.

Алгоритмы вывода меню, арифметической, геометрической прогрессии и чисел Фибоначчи оформить, как отдельные подпрограммы с «говорящими» именами.

 

 

Домашнее задание

4.     Калькулятор последовательностей, суммирующий «многоразовый». По выбору пользователя должен выводить на экран арифметическую или геометрическую прогрессии или числа Фибоначчи. После вывода членов последовательности должен вывести: «Итого» и сумму выведенных членов последовательности. Необходимые для вывода параметры вводят с клавиатуры. По выбору пользователя также продолжает или завершает работу. Использовать оператор цикла и выбора.

Алгоритмы вывода меню, арифметической, геометрической прогрессии и чисел Фибоначчи оформить, как отдельные подпрограммы с «говорящими» именами.

 

2. Творческая. Придумать и написать программу, содержащую не менее одного цикла, не менее одного условного оператора, операторы ввода и вывода , оператор выбора не менее одной подпрограммы с передачей параметра в вызываемую подпрограмму и не менее одной подпрограммы с передачейпараметра из вызываемой подпрограммы в вызывающую программу. Программа не должна походить на программы классной и домашней работы и на программы других учеников.

 

 

 

 

Литература:

Информатика. Задачник-практикум в 2-х томах. Т. 1 Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера, изд. 4, М., Бином. Лаборатория знаний, 2012.

Скачать URL: https://drive.google.com/file/d/0B6696ckkWj_zZDB2Yk4xMk1iR28/view

 

 

Определения:

1. Переменная

«Переменная (программирование) — поименованная, либо адресуемая иным способом область памяти, адрес которой можно использовать для осуществления доступа к данным и изменять значение в ходе выполнения программы.